Комитет АРБ по ипотечному кредитованию разработал предложения для Совета Федерации по развитию финансирования жилищного строительства 02.05.2007На состоявшемся в Совете Федерации под председательством заместителя Председателя Совета Федерации С.В. Орловой заседании Совета по вопросам жилищного строительства на тему «Актуальные вопросы увеличения предложений доступного жилья в Российской Федерации» Комитет АРБ по ипотечному кредитованию представил предложения по развитию финансирования жилищного строительства и усилению участия банков в этой работе. По словам председателя Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, президента Европейского трастового банка Андрея Крысина, формат заседания, в котором приняли участие представители Администрации Президента РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, члены Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, члены Общественной палаты РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, позволил обратить внимание всех влиятельных структур на необходимость скорейшей выработки согласованной позиции ведомств, участвующих в реализации Национального жилищного проекта, по предлагаемому пакету предложений. В основу документа были положены предложения банков и других участников рынка, полученные в результате опросов и совещаний, проведенных по инициативе Комитета АРБ. • В частности, актуально изучение и заимствование зарубежных механизмов и технологий, стимулирующих финансирование жилищного строительства в целом и возведение объектов доступного жилья в частности. • Несомненный интерес представляет развитие PPP (Public-Private Partnerships) – различных форм государственно-частного партнерства, в которых реализуется идея взаимодействия государства и частного капитала. Речь идет о развитии коммунальной инфраструктуры земельных участков под строительство жилья, а также возведение самих объектов доступного и комфортного жилья. • Банки испытывают определенные трудности с кредитованием застройщиков. Строительный бизнес для банков не прозрачен и им порой трудно контролировать целевое использование средств и риски в строительстве. Введение процедуры рассмотрения пакетов документов в формате «единого окна» возможно оптимизирует взаимодействие банков и застройщиков и сделает строительный бизнес понятным для банков-кредиторов. • Учитывая потребности в расширении финансирования жилищного строительства, необходимо внести поправки в Инструкцию Банка России 254-П, учитывающие специфику строительного бизнеса. Это позволит банкам в больших объемах кредитовать застройщиков. • Необходимо доработать проект Закона об инвестировании пенсионных средств в части включения ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством РФ и не обеспеченных государственными гарантиями, в состав активов, разрешенных для инвестирования средств пенсионных накоплений. • Для улучшения ситуации с кредитованием банками рынка первичного жилья целесообразно использовать Постановление Правительства РФ № 628, которое позволяет АИЖК предоставлять займы банкам на срок до 18 месяцев с целью кредитования покупателей, заключивших договор приобретения прав на строящиеся жилые дома и помещения. • Актуально расширение круга инвесторов в ПИФы. В этой связи Комитет АРБ по ипотеке направил письмо в Росстрахнадзор с предложением рассмотреть вопрос о разрешении страховым компаниям вкладывать средства в закрытые ПИФы. • Необходимо отразить в законодательстве проблемы налогообложения ПИФов, а именно процедуру взимания НДС по операциям с их имуществом. Целесообразно внести дополнения в ст. 149 Гл. 21 НК РФ о том, что реализация имущества, составляющего ПИФ, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, а также установить, что Управляющая компания ПИФа не является налоговым агентом по НДС в отношении операций с имуществом, составляющим ПИФ. • Актуально внесение в действующее законодательство положений, позволяющих пересмотреть порядок учета и регистрации закладных, так как при значительном возрастании объемов закладных действующая сейчас в стране система регистрации может сдерживать развитие ипотечного рынка. Необходимо оптимизировать процедуры государственной регистрации операций с закладными. Важно обеспечить реализацию требования депозитарного учета закладных в целях повышения правовой безопасности и сокращения времени на осуществление передачи крупных пулов закладных. С этой целью следует внести изменения в Федеральные законы №122–ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», № 102–ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости») а также в приказ Минюста РФ №213 от 15.06.2006 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества». • Необходимо в полной мере обеспечить защиту прав кредиторов. Это важно при регистрации сделок с недвижимостью. Банки – кредиторы должны быть защищены от непрогнозируемых действий продавцов жилья. В частности, при регистрации сделок по ипотеке нужно законодательно ограничить возможности продавца жилья расторгнуть сделку. • При кредитовании муниципалитетов под залог земли для подведения сетей банки испытывают большие трудности в отслеживании целевого использования кредитных средств и несут риски неэкономического характера. Необходимо ввести практику государственного страхования банковских рисков, как это, например, практикуется в Канаде. С этой целью можно было бы создать специализированное агентство или включить данную функцию в перечень обязанностей АИЖК. • Актуальна реализация пакета предложений АИЖК по земельной ипотеке. Целесообразно внесение изменений в ст. 62 Закона об ипотеке, которые позволят комплексно решить проблему застройки территорий. В частности, среди других задач речь идет о расширении перечня финансовых инструментов, а также объема сделок. Комментируя свое выступление на заседании Совета по вопросам жилищного строительства, Андрей Крысин отметил, что комитет АРБ по ипотечному кредитованию намерен и впредь максимально использовать имеющиеся возможности для продвижения решений, принимаемых банковским сообществом, в целях активизации работы по реализации Национального жилищного проекта. АРБ
|